Священномученик АРСЕНИЙ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ

Священномученик АРСЕНИЙ, МИТРОПОЛИТ РОСТОВСКИЙ И ЯРОСЛАВСКИЙ

Митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (в миру Александр Мацеевич) родился во Владимире-Волынском в семье православного священника в 1697 году. Иоанн Мацеевич, его отец, был родом из Польской шляхты и стал священником при Владимирской Спасской церкви. Окончив Киевскую духовную академию, в 1716 году Александр принял постриг.

 Через 14 лет его отправили для проповеди в Тобольск, где святой прожил три года в качестве учителя и проповедника. Возвращаясь в 1733 году из Сибири, совершил путешествие в Холмогоры, Устюг и Соловецкую обитель, где дискутировал с заключёнными там раскольниками. В 1734–1736 годах Арсений принимал участие во Второй Камчатской экспедиции под началом Витуса Беринга. Во время регентства Анны Леопольдовны, в марте 1741 года, Арсения рукоположили во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Выбор Арсения для этой кафедры произошёл не только из-за его знакомства с Сибирью, но и потому, что незадолго до этого он отказался присягать регенту малолетнего Иоанна Антоновича – герцогу Бирону.

 В дальнейшем Арсений (Мацеевич) также отказался дать присягу и Елизавете Петровне, он посчитал унизительными для архиерейского сана слова: «Исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Владыка предлагал заменить их: «исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити – живым и мёртвым». Отдельно митрополит Арсений сделал пояснение к этой формуле, что монаршей власти достаточно присягать в верности и повиноваться в той силе, в какой показано от Крайнего Судии Христа в Апостоле и Евангелии. Термин «Крайний Судья», употреблённый в отношении императора, митрополит Арсений считал «излишним ласкательством во унижение или отвержение Крайнего Судии – Самого Христа».

 Елизавета дала разрешение – это выражение Арсению не произносить, но присягу ей он так и не принёс. Однако это никак не сказалось на жизни и карьере Арсения: в 1742 году он несколько раз говорил проповеди во время коронационных торжеств, а потом его перевели в Ростов, причём им было получено звание члена Святейшего Синода.

 С 1742 по 1763 года Арсений был митрополитом Ростовским.

 Митрополит Арсений был единственным архиереем, открыто выступившим против секуляризации (изъятия) церковных владений при Екатерине II. Синод подал императрице доклад о его поступках. Рассмотрев доклад, та приказала, чтобы митрополита Арсения сам Синод «судил как своего члена и злонамеренного преступника». При приезде в Москву опального митрополита заточили под стражу в Симоновом монастыре, как преступника. Императрица написала к обер-прокурору Глебову письмо: «Александр Иванович! Нынешнюю ночь привезли враля, которого исповедовать должно; приезжайте ужо ко мне, он здесь во дворце будет». В присутствии императрицы Арсений до того простёр свою дерзость в объяснениях, что императрица зажала себе уши, а ему «закляпили рот».

 В этот же день 14 апреля на заседании Синода присудили Арсения извергнуть из архиерейского сана, расстричь из монашества, а затем предать светскому суду, согласно которому, Арсения ждала смертная казнь за оскорбление Её Величества. Екатерине послали приговор Синода. Она, как об этом было сказано в синодском указе, «по великодушию и милосердию своему природному» соблаговолила освободить Арсения от светского суда и истязания, приказала сохранить ему монашеский чин и сослать в отдалённую обитель под присмотр настоятеля. Осуждённого призвали в Синод для объявления ему и исполнения указа государыни. Арсения извергли из священства и сослали в Ферапонтов монастырь.




12-мар-Николо-Корельский мон..jpg
Позже местом ссылки Арсения стал Николо-Корельский монастырь (ныне расположен в Северодвинске).
В ссылке продолжал жестко критиковать екатерининскую политику. В 1767 году Арсений был расстрижен из монашества в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость под именем «некоего мужика» Андрея Враля.
Скончался 28 февраля/ 12 марта 1772 года, погребён в Таллинне (Ревеле) в Успенском приделе Никольской церкви.



12-мар-Никольская церковь-Таллин.jpg
Таллиннская Никольская церковь, расположенная на улице Вене, - старейший православный приход столицы Эстонии. Её история уходит корнями в XI век, когда здесь располагались торговые дворы русских купцов. По косвенным свидетельствам можно предположить, что во времена Реформации она, как и другие городские приходы, была разграблена. В 1542 году храм был превращён в лазарет и вновь стал действующим лишь по окончании Ливонской войны в 1582 году. Нынешнее здание Церкви Святителя Николая Чудотворца было построено в 1820-27 гг. Первоначальный проект в стиле классицизма был разработан петербургским архитектором итальянского происхождения Луиджи Руска, однако из-за отсутствия достаточного количества средств проект пришлось частично изменить переделать, что и было поручено губернскому архитектору Шаттену. Церковь внесена в список исторических достопримечательностей столицы Эстонии. Храм находится в ведомстве Эстонской Апостольской Православной Церкви Московского Патриархата.
Эстония, Таллин, Старый город, улица Вене 24.

Источник инф. о храме: http://triptoestonia.com/tallinn/cerkvi/xram-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca/

Плюсануть
Поделиться
Класснуть

Читайте также:

Информация скоро будет добавлена!